Close
Обучение детей (5-7 лет) теннису

Обучение детей (5-7 лет) теннису

«В конце октября 2019 года мне представилась возможность посетить одно из самых крупных и важных событий для специалистов в мире тенниса– XXI Всемирную тренерскую конференцию (21st Worldwide Coaches Conference by BNP Paribas). Хотел бы поблагодарить за предоставленную возможность Федерацию тенниса России и всех тех, кто принял непосредственное участие в организации моей поездки. Местом проведения была выбрана столица Таиланда, жаркий и влажный Бангкок. Кстати, Бангкок во второй раз принимал такое значимое в мире тенниса мероприятие, которое можно назвать «Объединенными Нациями тенниса». Проводится оно с 1982 года. В этом году конференция собрала более 600 слушателей, включая представителей Международной федерации тенниса (ITF), 113 стран (это рекордное представительство за все годы проведения конференции). 35 докладчиков из 18 стран представили свои презентации как на корте, так и в трёх конференц-залах. Среди докладчиков были победители турниров «Большого Шлема» Мари Пирс и Эмилио Санчес. Ожидался и австралиец Марк Вудфорд, но из-за погодных условий он не смог прилететь.

Помимо выше перечисленных бывших звёзд мирового тенниса выступали ведущие учёные: K. Дэвис (США), A. Филипчич (Словения), Й. Ландлингер (Австрия), К. Петерсен (Канада), Д. Санц (Бельгия), а также аналитики, бывшие капитаны национальных сборных команд Кубка Дэвиса и Кубка Федерации, владельцы теннисных клубов и академий, представители федераций. С интересными докладами выступили такие известные тренеры и специалисты (в том числе, по биомеханике, технике и тактике, физической подготовке, психологической подготовке), как К. О’Шеннеси (Австралия), Х. Змайич (Хорватия), M. Эберт (Австрия), Р. Нейенс (Бельгия), Д. Вилсон (Ирландия), Э. Виноградски (Франция), П. Руссэггер (Австрия), Дж. Уорд (Англия), M. Ван де Браам (Англия) и другие.

Наибольший интерес, на мой взгляд, представляли доклады нескольких специалистов, которые мне удалось посетить лично (докладчики выступали одновременно в четырех разных местах). С началом внедрения Международной Федерацией Тенниса программы «Тennis 10S» тренеры и специалисты разошлись во мнениях о том, чему и как целесообразно обучать детей в каждом возрасте. Так, предметом дискуссии стала тенденция, в соответствии с которой возраст начала занятий теннисом снизился вплоть до трёх лет, хотя лет 20 назад он был не ниже 6-7 лет. Специалист Михаэль Эберт (Michael Еbert) из Австрии считает, что такое раннее начало приводит к тому, что детям не хватает фундаментальных двигательных навыков и элементарных навыков взаимодействия с мячом, сформированных в детских играх.

Теннисный тренер должен это учитывать в своих тренировках. Наблюдения Эберта позволяют обозначить ещё одну особенность: увеличивающийся разрыв в развитии между детьми с большим и очень маленьким двигательным опытом. Он выделяет еще несколько особенностей обучения детей в раннем возрасте – оно в основном проводится через повторения по инструкциям и с исправлением ошибок. Детей, не овладевших элементарными навыками, уже специально обучают (ставят технику) с самого раннего возраста (ранняя специализация). Детям крайне сложно сфокусировать своё внимание на чём-то одном (сложность контроля внимания). Его исследование показывает, что дети играют без какой-либо цели, то есть без инструкции в так называемой свободной игре по 6-8 часов в день в течение первых 6 лет, что составляет в итоге примерно 15000 часов.

Эберт подчеркивает преимущества такой свободной игры: во-первых, развитие творчества, во-вторых, повышение внутренней мотивации. Трехэтапная система обучения «1-2-3 играй!», предложенная Эбертом, описывается схемой: 1-й этап – школа мини-мяча для возраста 3-5 лет; 2-й этап – школа теннисного мяча, 5-6/7 лет; 3-й этап – вовлечение в теннисную игру для детей 6 лет и старше.

На 1-м этапе происходит обучение всем фундаментальным навыкам через игру без обучения технике. На 2-м этапе основное внимание уделяется формированию навыков владения ракеткой, мячом, их взаимодействию и основам игры (задача – перебить мяч ракеткой через сетку), но без обучения технике и тактике.

Особенность в том, что у детей с помощью свободной игры и метода проб, ошибок и повторений формируется навык владения ракеткой, которому нельзя обучить. Ракетку предлагается использовать на протяжении 50 процентов от всего тренировочного времени. На 3-м этапе фокус перемещается на обучение игре в теннис, выработку необходимых технических приёмов для игры друг с другом и на счёт. В этот период происходит обучение детей пониманию различных игровых ситуаций и осознанному применению тактических приёмов. Требуется позволять детям находить решение двигательной задачи самостоятельно – это главная особенность подхода австрийского специалиста. Акцент делается на самостоятельный подброс мячей для ударов. Рекомендуется обучать пяти основным приёмам: подаче, приёму, игре с отскока, с лёта, смэшу (см. «Coach & Science review. ITF», выпуск 78, стр. 25).

Структура развития: ввод мяча самостоятельно; тренировка в парах, как одна команда; игра друг с другом (перенос разученных приёмов в игру). Предложенные упражнения на корте выстроены в соответствии с тремя этапами системы подготовки и полностью отвечают положениям советской системы спортивной тренировки: последовательное усложнение задач, использование словесного, наглядного методов и метода практических упражнений, направленных на развитие двигательных качеств или освоение спортивной техники, а также обучение по методу целостного упражнения и расчленённо-конструктивного упражнения. Все начинается с простого катания детского или футбольного мини-мяча сначала одной рукой с перемещением между конусами поперёк корта, затем другой. За этим следует усложнённый вариант левой и правой руками, затем – каждой ногой и ногами поочерёдно. Далее выполняются те же упражнения двумя мячами. Затем детской ракеткой дети катают мяч с передвижением по корту (похоже на хоккей с клюшкой). Усложнение задания: двумя ракетками провести один детский мяч между конусами. Уменьшить размер мяча до теннисного.

Предлагаются также упражнения с воздушным шариком: сначала нужно подбивать его наверх ладонью, тыльной стороной ладони, каждым пальцем, предплечьем, локтем. Затем шарик подбивается всем частями ракетки. Упражнения через Федерация тенниса России представляет сетку в парах на расстоянии в 1,5 м от неё. Один игрок бросает красный мяч напарнику, который ловит его рукой и ракеткой. Далее они меняются ролями. Затем один только бросает мяч, а другой только бьёт.

Далее каждый самостоятельно подбрасывает себе мяч под удар и бьёт без замаха (нет акцента на технику удара), а напарник ловит рукой и ракеткой. После этого можно переходить к розыгрышу справа – направо, слева – налево и так далее. Особый акцент на самостоятельный ввод детьми мяча для удара на этапе «красного мяча» делает специалист из Бельгии Рубен Нейенс (Ruben Neyens). При этом он подчеркивает, что этот метод можно использовать на любом этапе подготовки. Нейенс разделил обучение ударам с отскока на несколько этапов. Для удара в закрытой стойке он предлагает три варианта сложности: 1-й – практически без замаха, 2-й – ракетка в конечном положении замаха сзади-сбоку, 3-й – полный замах из исходного положения – основная стойка теннисиста. Следующий важный момент, на который он обращает внимание, это варианты подброса мяча: отпустить мяч сверху рукой, подбросить вверх на различную высоту, бросать с ракетки, удерживая мяч на ракетке (ладонь вниз). Далее он рассматривает варианты положения равновесия: равновесие при выполнении удара с места, при выполнении удара после перемещения, сохранение равновесия при выходе из удара при самостоятельном подбросе мяча.

Нейенс продемонстрировал интересный способ обучения удару в движении в различных направлениях с самостоятельным подбросом мяча. Он сторонник самостоятельного подбрасывания мяча не только для удара справа, но и для удара слева. Важный аспект обучения, по его мнению, уметь правильно и быстро оценивать, куда летит мяч. Для этого он предлагает следующее упражнение: тренер бросает мяч через сетку до размеченной линии или за ней, а игрок быстро выкрикивает: «Близко!» или «Далеко!» без удара по нему. Следующим шагом он предлагает обучать правильному подходу к мячу и правильной точке удара с касанием мяча ракеткой, размещенной в точке удара (мяч не летит через сетку).

Следующее упражнение: поданный тренером мяч ученик догоняет и останавливает касанием ракетки, расположенной в правильной точке удара (блокирующий удар), а затем ученик самостоятельно бросает подготовленный заранее мяч для своего удара.
В заключение следует переход на обычные удары по мячу, посланному тренером, с места и в движении по разным направлениям. Рубен Нейенс продемонстрировал применение метода расчленённо-конструктивного упражнения, когда целостное движение разучивается по частям и в конце объединяется в целостное. Мне его подход очень понравился и скажу больше – варианты с различным по величине замахом и подбросом использую в своих тренировках с детьми.»

Статья Игоря Баранова из журнала «Tennis Russia»

Занятия большим теннисом с персональным тренером и в мини-группах в Санкт-Петербурге. Почасовая аренда теннисных кортов в Санкт-Петербурге.